Закон о выявлении правообладателей
29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", называемый в обществе - Закон о выявлении правообладателей. Реализацию закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.
Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.
«В Томской области за полгода осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права в отношении 2 838 ранее учтенных объектов недвижимости. С государственного кадастрового учета сняты 3 272 объекта недвижимости, прекратившие свое существование», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это процедура осуществляется на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.
Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.
При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, специалистом МФЦ будет сформировано соответствующее заявление. Либо посредством использования личного кабинет правообладатель объекта недвижимости вправе представить в форме электронного документа в Росреестр заявление о государственной регистрации прав. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 года права на объект недвижимости, не взимается.
Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.